Легенда о Темиртау

Почему наш поселок назвали Темир-Тау?

Было это давно-давно, когда тайга и горное эхо, златорогий олень и пушистый соболь не слышали выстрелов из ружья, не знали лязга железных канканов...

Стрелы и лук, деревянный силок - шергей - вот и все, с чем шел охотник на зверя и птицу.

В тайге, на берегу быстроструйного Мрасса, жили трое братьев -охотников - шор-анчи. Добыча двух братьев была богатой - белка и соболь сами шли на охотников. А третьему брату удачи не было. Он возвращался в пустой шалаш с пустой суминой; к его шергеям не подходил даже бурундук, от его стрел улетали птицы. Питался охотник лишь кореньями кандыка и стеблями ревеня, больше ничего не давала ему тайга.

«Видно, Хозяин тайги на меня разгневался»,—думал охотник и остатками пищи угощал своего деревянного божка Шалыга— злого духа тайги. Недаром когда-то добрый Ульгень загнал Шалыга под землю вместе с его женой и камнем тяжелым закрыл выход из подземного мира. Но под землею Шалыг породил сына-богатыря» и сын отвалил камень Ульгеня. Вновь на земле появился Шалыг, с тех пор он еще злей к людям.

Сын Сарыг-хана

С палкой из желтой акации,

С желтой бородой,

С выпуклыми глазами.

Почтенный хан Шалыг,

Зачем на меня гневаешься.

Почему удачи лишил?

Так уговаривал шор-анчи злого Шалыга. Остатками чая он брызгал на костер, чтобы и Мать-огонь на него не гневалась. Но и после молений не приходила удача к охотнику. Отчего опечалился шор-анчи. Однажды ночью, большой костер разведя, он сидел и, тоскуя, играл на комысе, песню печальную пел:

Из кедра сделанный мой комыс рассохся.

Скоро совсем развалится.

Голос мой тихий скоро умолкнет.

В землю лицом упаду я...

В полночь по тайге ветер пронесся. Возле костра шор-анчи незнакомый человек    вдруг    появился  с зелеными    волосами, с зелеными глазами и в каменных сапогах. Неизвестный пришелец у огня присел и сказал:

— Пой свои песни, я посижу, послушаю.  Охотнику стало страшно, но он тихонько запел.

— Птицу и зверя ты не можешь добыть, оттого и печалишься, - сказал незнакомец. — Пойдем со мною — богатым будешь.

Охотник прошел за ним. Они поднялись на вершину одной горы, перед ними тяжелые каменные двери открылись. «Видно, это Хозяин гор», - охотник подумай, совсем испугался. Хозяин гор его внутрь горы повел. Пришли они в подземный дворец. На одной его половине висело много шкур соболиных, лисьих и горностаевых, на другой половине грудами лежали блестящие камни. А посередине стоял большой котел, наполненный хмельной водой. Хозяин гор, угостив охотника жгучей водой, взял большой мешок, насыпал в него камней и сказал:

- Этот подарок мой даст тебе силу и славу.

Охотник же глядел на звериные шкуры и думал: «Если бы дал он хоть немного этих мехов, я сразу разбогател бы. Зачем мне камни? Разве камни дают богатство?»

Хозяин гор дал в руки охотнику второй мешок и велел его наполнить мехами. Шор-анчи набил, сколько мог, мешок соболиными шкурками, - на стенах дворца их не убавилось...

-   Унесешь ли оба мешка? - Хозяин гор спросил.

-   Разве я не мужчина, чтобы унести - унесу! - ответил охотник.

-    Смотри, мешок с камнями не бросай, камни тебе великую силу дадут! —
сказал Хозяин гор и вывел охотника из горы. «Мне бы одни меха до своего
стойбища донести, зачем я эти тяжелые камни буду тащить на себе, разве их
мало в горах!» — подумал охотник и по дороге бросил мешок с камнями.

На свою землю придя, охотник пушнину распродал, сразу богатым стал, торговать начал. О мешке с камнями даже не вспомнил, никому о нем не сказал, сам на охоту ходить отвык — ему приносили свою добычу бедные шор-анчи в уплату долгов. Из охотника он превратился в купца.

Хозяин гор, найдя в тайге мешок с камнями, в горы его унес, глубоко под землей упрятал. По   дороге он обронил один камешек.

Однажды бедняк шор-аичи, блуждая в тайге, нашел этот камень. «Такого тяжелого камня мне еще не случалось подымать»,— подумал шор-анчи и принес его к своему шалашу. Люди, увидев этот камень, сказали, что его надо испытать огнем. Охотник положил камень в жаркий огонь, из раскаленного камня потекло железо.

Охотник показал железо всем людям тайги. Из него все можно было
сделать: и нож, чтобы дерево резать, и котел, чтобы в нем пищу варить, и много
других полезных вещей.
                                                                                 

Люди пошли искать ту гору, откуда был камень, родивший железо.

Они нашли эту гору и назвали ее Темир-Тау - Железной горой.

С той поры люди, населявшие землю, где находится Темир-Тау, и стали называть себя темир-узы —кузнецами. И свою родословную они будто бы повели от богатыря темир-узы Ак-Гая — Белой скалы, который ковал раскаленное железо одними руками: пальцы левой заменяли ему кузнечные щипцы, а кулак - правой — молот.

...В поэтической легенде о Темир-Тау, сложенной народом и передаваемой из уст в уста поколениями, ярко отразились судьба, мечты и думы, живая правда жизни народа, который и сейчас называет себя в песнях темир-узы — кузнецом.